навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

Законопроект об ограничении действия аудиторской тайны принят во втором чтении

16.07.2018 г

Законопроект об ограничении действия аудиторской тайны

принят во втором чтении

   Госдума приняла во втором чтении правительственный законопроект № 96436-7 о внесении изменений в НК насчет аудиторской тайны и истребования налоговиками документов (информации) об аудируемых лицах. Проект был принят в первом чтении немногим более года назад. Ко второму чтению текст законопроекта существенно изменился, в том числе, в какой-то мере учтены поправки, предлагавшиеся одним из депутатов.
   Из статьи 82 НК "Общие положения о налоговом контроле" теперь (в отличие от первоначального текста проекта) не предполагается исключение слов об аудиторской тайне. Напомним, пункт 4 этой статьи устанавливает: "При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной ... в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну".
   Тем не менее, пункт 4 статьи 82 дополнят тезисом о том, что в целях налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученной от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 НК. В отличие от первоначальной версии, теперь не будет разрешено распространение такой информации, и не уточняется, что речь идет только об информации о налогоплательщике (плательщике сбора, взносов, налоговом агенте).
   Изначально новый пункт планировалось внести в статью 93.1 НК, но теперь НК дополняется новой статьей 93.2. Она устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании сопутствующих аудиту услуг (напомним, действующий перечень таких услуг был установлен в прошлом году).
   Ранее предполагалась возможность истребования документов, полученных и при оказании прочих услуг, в связи с чем могли возникнуть неприятные ситуцаии, ведь прочие услуги включают в себя представление интересов в налоговых правоотношениях. Теперь взаимодействие с аудиторами в рамках прочих услуг не несет клиентам излишних рисков.
   Теперь не оговаривается, что истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налога (сбора). Тем не менее, документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам, которые истребовали их в соответствии с НК (точнее, судя по дальнешйему тексту поправки, истребовали конкретно при выездной проверке). В этом случае требование налоговиков, направляемое аудитору, должно будет содержать информацию о выездной проверке, а также о факте непредставления необходимых документов проверяемым налогоплательщиком.
   Кроме того, аудиторы должны будут делиться информацией с налоговиками в случае поступления в отношении аудируемого лица запроса уполномоченного органа иностранного государства.
   В отличие от первоначальной версии, будет оговорено, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе уведомить налогоплательщика или иное аудируемое лицо, в отношении которого получен названный запрос, об истребовании документов налоговиками.
   В целом закон должен будет вступить в силу с 1 января 2019 года. Статья 93.2 НК будет применяться к документам, полученным в ходе аудита в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2019 года.