Южное территориальное отделение СРО «ААС» по ЮФО и СКФО

Правление СРО ААС обсудило законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

04.08.2020 г

Правление СРО ААС обсудило законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

В ходе очного заседания Правления СРО ААС, которое состоялось 23 июля 2020 года, рассмотрен вопрос о выработке позиции профессионального аудиторского сообщества в отношении проекта федерального закона № 975888-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Предлагаемые авторами законопроекта изменения условно можно разделить на две части:

1) нормы временного характера, предлагаемые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также вызванные необходимостью оперативного реагирования на изменившуюся ситуацию в области саморегулирования в аудиторской отрасли (создание единой СРО аудиторов) и реализации механизма “регуляторной гильотины” в сфере контроля за деятельностью СРО аудиторов;

2) изменения системного характера, направленные на совершенствование государственного регулирования в области аудиторской деятельности.
К первому блоку вопросов относятся предлагаемые законопроектом:

- приостановление действия на 2020 год части 8 статьи 10 Закона № 307-ФЗ, устанавливающей обязательную периодичность проведения СРО аудиторов плановых внешних проверок качества работы своих членов;
- изменения части 4 статьи 11 Закона № 307-ФЗ (замена требования о создании СРО аудиторов единой аттестационной комиссии в порядке, установленном Минфином России, на требование о предварительном согласовании создания такой организации с Минфином России);
- изменения части 7 статьи 11 Закона № 307-ФЗ (наделение СРО аудиторов полномочиями по определению порядка выдачи и формы квалификационного аттестата аудитора с одновременной отменой соответствующих полномочий Минфина России);
- приостановление на 2020 год действия пункта 7 части 1 статьи 12 Закона № 307-ФЗ, согласно которой квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случае несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
- изменения пункта 3 части 7 статьи 17 Закона № 307-ФЗ, предусматривающие отмену полномочий Минфина России по установлению порядка, сроков и формы исполнения обязанности СРО аудиторов сообщать в Минфин России о дополнительных требованиях и нормах, устанавливаемых СРО в своих стандартах аудиторской деятельности, в принятых ею правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодексе профессиональной этики аудиторов;
- отмена части 13 статьи 17 Закона № 307-ФЗ, содержащей требование о проведении обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРО аудиторов аудиторской организацией, являющейся членом другой СРО;
- изменения части 16 статьи 23 Закона № 307-ФЗ (предоставление СРО аудиторов полномочий по обмену, выдаче дубликатов действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных до 1 января 2011 года, с одновременной отменой соответствующих полномочий Минфина России);
- предоставление СРО аудиторов в 2020 и 2021 годах возможности использовать доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда в 2019 и 2020 годах, в качестве источника формирования своего имущества.

К предлагаемым законопроектом изменениям системного характера относятся:

- новая редакция части 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, определяющей перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- новая редакция части 3 статьи 7 Закона № 307-ФЗ, содержащей определение кодекса профессиональной этики аудиторов;
- новая редакция абзаца первого части 1 и дополнение частью 4 статьи 8 Закона № 307-ФЗ, касающиеся определения независимости аудиторских организаций, аудиторов и разработки правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

В заседании члены Правления обсудили поступившие предложения и замечания членов СРО ААС, мнения территориальных отделений, комитетов и комиссий СРО ААС.
Члены СРО ААС в целом выступили в поддержку предлагаемых законопроектом изменений, разработанных в целях принятия мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, регламентирования деятельности единой СРО аудиторов и реализации механизма “регуляторной гильотины”.

В отношении изменений системного характера членами СРО ААС были высказаны следующие замечания и предложения.

В качестве единственного обоснования предлагаемого законопроектом повышения финансовых критериев обязательного аудита по выручке с 400 до 800 млн. рублей и по активу баланса с 60 до 400 млн. рублей, согласно пояснительной записке, определена необходимость снижения в отношении субъектов малого предпринимательства финансового и административного обременения.

Определение в качестве цели рассматриваемого изменения необходимости снижения обременения аудируемых лиц (в том числе субъектов малого предпринимательства) никак не соотносится с определением аудита как общественно значимого института.

Обязательный аудит как завершающая стадия в системе официального бухгалтерского учета представляет собой независимый официальный контроль (надзор) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности. По своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе.

Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер.
Проводящее обязательный аудит юридическое лицо, по сути, выполняет публичную функцию, поскольку публичный интерес лежит в основе этого процесса.
Это подтверждается как мировой, так и российской практикой. Так, Конституционный суд Российской Федерации в постановлении № 4-П от 01.04.2003, указал, что официальный характер бухгалтерского учета предполагает его публичность, а значит, необходимость наличия таких гарантий, которые позволяли бы в публичных целях обеспечить достоверность бухгалтерско-учетной информации, что невозможно без составления и предоставления бухгалтерской отчетности, а также без соответствующего контроля и проверки ее ведения. Одной из таких гарантий обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета в сфере экономической, в том числе предпринимательской, деятельности является обязательный аудит.

Таким образом, при определении перечня случаев обязательного аудита, по мнению СРО ААС, следует исходить из необходимости общественной потребности в обязательном аудите, а не из необходимости сокращения обременения лиц, подлежащих аудиту.

Кроме того, исключение из перечня расходов организаций затрат на проведение аудиторской проверки не окажет влияния на их финансовое положение, поскольку затраты на аудит в общем объеме расходов аудируемых лиц, в том числе относящихся к категории малых организаций, не являются существенными. Объем доходов аудиторских организаций от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов за 2019 г., составил 263 рубля.1 То есть, в среднем затраты на проведение аудита составили всего 0,026% от выручки аудируемых лиц.

Таким образом, по мнению членов СРО ААС, реализация данной меры не только не приведет к достижению заявленной в пояснительной записке к законопроекту цели, а именно - снижению финансового обременения для субъектов малого предпринимательства, но и лишит значительное число пользователей отчетности таких предприятий установленных законодательством гарантий ее достоверности. А это, в свою очередь, может увеличить риски предоставления пользователям (среди которых - партнеры, контрагенты, кредиторы таких предприятий, регуляторы и т.д.) искаженной или даже заведомо ложной информации о финансовом положении предприятий. Последствия таких злоупотреблений (несостоятельность, неплатежи, банкротства) очевидны. При этом размеры и объемы операций таких предприятий для некоторых регионов России являются существенными, а иногда речь идет о градообразующих предприятиях.

Помимо этого, члены СРО ААС критически отнеслись и не согласились с содержащимся в пояснительной записке к законопроекту утверждением о том, что “принятие проекта федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для участников рынка аудиторских услуг”.
Подавляющее число (99%) субъектов аудиторской деятельности относится к категории малого предпринимательства. Абсолютное большинство аудируемых малыми аудиторскими организациями лиц – субъекты предпринимательской деятельности, подлежащие в настоящее время обязательному аудиту по финансовым критериям. Поэтому предлагаемое законопроектом повышение этих критериев приведет к ликвидации существенной части окажет существенное негативное влияние на доходы именно малых аудиторских организаций, что нельзя не учитывать при рассмотрении законопроекта.

По мнению членов СРО ААС, внесение системных изменений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” должно проводиться в рамках единого целостного подхода к реформированию законодательства об аудиторской деятельности, в том числе заложенного в Основных направлениях развития аудиторской отрасли на период до 2024 года.2

Внесение изменений в законодательство об аудиторской деятельности по отдельным принципиальным вопросам (к которым, в том числе относится определение критериев обязательного аудита) без учета других связанных с ними важных вопросов регулирования в этой же сфере негативно отразится на состоянии рынка аудиторских услуг, прежде всего, его добросовестной части.

В частности, рассмотрение вопроса о пересмотре случаев обязательного аудита, исходя из необходимости учета общественной потребности в нем, должно производиться в совокупности с вопросом пересмотра требований к субъектам аудиторской деятельности в целом и уполномоченным осуществлять обязательный аудит в частности.

Необходимость комплексного подхода к системным изменениям в сфере регулирования аудиторской деятельности в полной мере относится и к предлагаемым законопроектом нормам, касающимся кодекса профессиональной этики аудиторов и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.

С учетом обсуждения и оценки вышеизложенных доводов, Правление СРО ААС единогласным решением высказало мнение о том, что не поддерживает предлагаемые законопроектом изменения в части пересмотра критериев обязательного аудита, поскольку они:

- не способствуют достижению заявленных целей регулирования;
- не учитывают существующей экономической ситуации, для которой характерно значительное возрастание рисков предоставления субъектами экономической деятельности недостоверной отчетности, в том числе с целью избежания раскрытия информации о наличии признаков несостоятельности (банкротства);
- не учитывают негативных социально-экономических и финансовых последствий для подавляющего большинства участников рынка аудиторских услуг;
- являются фрагментарными, подготовленными без учета системного подхода к реформированию законодательства об аудиторской деятельности.

По результатам рассмотрения вопроса и обсуждения всех поступивших предложений и замечаний Правлением СРО ААС сформирована консолидированная позиция профессионального сообщества, подготовлено и направлено в Минфин России письменное обращение.

___________________________________

[1]. По данным «Основных показателей рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2019 г.», опубликованных на официальном сайте Минфина РФ (http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/)

[2}. Утверждены приказом Минфина России от 29.11.2019 N 1592 и разработаны в целях обеспечения решения задачи повышения надежности системы независимого аудита, предусмотренной Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 года.