навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

Доклад об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и об эффективности такого контроля (надзора) в 2013 г.

13.02.2014 г

 

Доклад
 об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью
саморегулируемых организаций аудиторов
и об эффективности такого контроля (надзора)
в 2013 г.
 
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», пунктом 5.3.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 и пунктом 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1202 (далее - Положение о государственном надзоре), Минфин России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную функцию по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
 
Состояние нормативно-правового регулирования
государственного контроля (надзора) за деятельностью
саморегулируемых организаций аудиторов
 
Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Такие требования, подлежащие проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, установлены Федеральными законами «Об аудиторской деятельности» и «О саморегулируемых организациях», а также принятыми во исполнение этих федеральных законов нормативными правовыми актами Минфина России:
Положением о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н;
федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля», утвержденным приказом Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н.
Указанные законодательные и иные нормативные правовые акты размещены на официальном сайте Минфина России и в информационно-правовых системах в сети «Интернет».
Анализ указанных актов и практики их применения не выявил каких-либо фактов, указывающих на невозможность исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов установленных требований, осуществления контроля со стороны Минфина России за исполнением саморегулируемыми организациями аудиторов этих требований, а также указывающих на какие-либо признаки коррупциогенности.
 
Организация государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
 
Функции Минфина России установлены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329.
Минфин России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства.
Непосредственное исполнение государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2013 г. осуществлял Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (далее – Департамент). Данная деятельность Департамента регламентирована Положением о Департаменте регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, утвержденным приказом Минфина России от 14 февраля 2013 г. № 53.
Порядок исполнения государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов установлен Положением о государственном надзоре и Административным регламентом по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н.  
В 2013 г. Минфина России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлял взаимодействие с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Аккредитация юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок не осуществлялась.
 
 
 
Финансовое и кадровое обеспечение государственного
контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых
организаций аудиторов
 
Финансирование расходов на исполнение функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялось за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Минфина России.
В осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов участвовало семь работников Департамента, имеющих квалификацию, позволяющую эффективно и результативно осуществлять проверки. Данные работники являются государственными гражданскими служащими, систематически проходят обучение по программам повышения квалификации. В 2013 г. один работник участвовал в четырех проверках, два работника участвовали в трех проверках, один работник участвовал в двух проверках и три работника участвовали в одной проверке саморегулируемых организации аудиторов. Помимо участия в проверках указанные работники Департамента выполняли иные функции в соответствии со своими должностными обязанностями.
             К проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов эксперты и представители экспертных организаций не привлекались.
 
Проведение государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемых
организаций аудиторов
 
В 2013 г. государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялся:
1) в соответствии с Планом проведения плановых проверок саморегулируемых организаций аудиторов Министерством финансов Российской Федерации в 2013 г., утвержденным Минфином России 22 октября 2012 г. и согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее – План проверок). План проверок опубликован на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в январе 2013 г.
В соответствии с Планом проверок проведены две плановые выездные проверки:
- соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов и обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами:
в феврале 2013 г. – проверка некоммерческого партнерства «Аудиторская Палата России» (далее - НП «АПР»);
- соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов:
в сентябре – октябре 2013 г. – проверка некоммерческого партнерства «Российская Коллегия аудиторов» (далее - НП «РКА»);
2) в связи с поступлением в Минфин России жалоб на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. В соответствии с приказами Минфина России проведены две внеплановые  документарные проверки:
- соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части участия в ассоциациях (союзах) саморегулируемых организаций:
в мае 2013 г. – проверка некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество» (далее – НП «ААС»);
- соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части численности независимых членов в составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов:
в августе - сентябре 2013 г. – проверка НП «ААС»;
3) в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Положения о государственном надзоре проводились систематические наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности, в том числе проведение анализа поступивших в Минфин России документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - наблюдение):
в апреле, августе и декабре 2013 г. - наблюдение за НП «АПР», некоммерческим партнерством «Институт Профессиональных аудиторов» (далее - НП «ИПАР»), некоммерческим партнерством «Московская аудиторская палата» (далее - НП «МоАП»), НП «РКА», НП «ААС».
 
Действия Минфина России по пресечению
нарушений обязательных требований
и (или) устранению последствий таких нарушений
 
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» иПоложением о государственном надзоре по результатам проведенных в 2013 г. проверок и наблюдений Минфином России вынесены (направлены):
1) предупреждения в письменной форме о недопустимости нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность:
от 13 марта 2013 г. № 003 НП «АПР» (срок принятия мер по недопущению в дальнейшем нарушений 1 июля 2013 г.);
от 3 декабря 2013 г. № 004 НП «РКА» (срок принятия мер по недопущению в дальнейшем нарушений 1 марта 2014 г.);
2) предписания, обязывающие проверенную саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам проверок нарушения и недостатки и устанавливающие сроки устранения указанных в предписании нарушений и недостатков:
от 10 июня 2013 г. № 005 НП «ААС» (срок устранения нарушений и недостатков 1 сентября 2013 г.);
от 3 декабря 2013 г. № 006 НП «РКА» (срок устранения нарушений и недостатков 1 марта 2014 г.);
3) 47 писем Минфина России о выявленных в ходе наблюдения недостатках:
в НП «АПР» 9 писем (от 7 марта 2013 г. № 07-03-10/7428, от 14 марта 2013 г. № 07-03-10/7719,   от  22  апреля  2013 г.   № 07-03-10/13927,   от  24  мая  2013 г.№ 07-03-10/18616, от 10 июля 2013 г. № 07-03-10/26689, от 25 июля 2013 г.№ 07-03-10/29618, от 4 сентября 2013 г. № 07-03-10/36374, от 19 сентября   2013 г. № 07-03-10/38759, от 20 января 2014 г. № 07-03-10/1445);
в НП «ИПАР» 12 писем (от 14 марта 2013 г. № 07-03-10/7719, от 15 марта 2013 г. № 07-03-10/7929 и № 07-03-10/12487, от 17 апреля 2013 г. № 07-03-10/13103, от 22 апреля 2013 г. № 07-03-10/13932, от 24 мая 2013 г. № 07-03-10/18619, от 3 июля 2013 г. № 07-03-10/25499, от 25 июля 2013 г. № 07-03-10/29619, от 8 августа 2013 г. № 07-03-10/31972, от 4 сентября 2013 г. № 07-03-10/36456, от 19 сентября   2013 г.   № 07-03-10/38761, от 20 января 2014 г. № 07-03-10/1441);
в НП «МоАП» 8 писем (от 7 марта 2013 г. № 07-03-10/7431, от 14 марта     2013 г. № 07-03-10/7719, от 22 апреля 2013 г. № 07-03-10/13937, от 24 мая 2013 г.  № 07-03-10/18623, от 17 июля 2013 г. № 07-03-10/27978, от 4 сентября 2013 г.№ 07-03-10/36377, от 18 сентября 2013 г. № 07-03-10/38622, от 20 января 2014 г. № 07-03-10/1446);
в НП «РКА» 7 писем (от 7 марта 2013 г. № 07-03-10/6912, от 14 марта 2013 г. № 07-03-10/7719, от 24 апреля 2013 г. № 07-03-10/14213, от 2 августа 2013 г.№ 07-03-10/31155, от 5 сентября 2013 г. № 07-03-10/36632, от 19 сентября   2013 г.  № 07-03-10/38765, от 20 января 2014 г. № 07-03-10/1450);
в НП «ААС» 11 писем (от 12 марта 2013 г. № 07-03-10/7432, от 14 марта    2013 г. № 07-03-10/7719, от 24 апреля 2013 г. № 07-03-10/14216, от 24 мая 2013 г.     № 07-03-10/18632, от 27 мая 2013 г. № 07-03-10/18969, от 10 июля 2013 г.                  № 07-03-10/26691, от 17 июля 2013 г. № 07-03-10/28068, от 25 июля 2013 г.              № 07-03-10/29416, от 4 сентября 2013 г. № 07-03-10/36367, от 19 сентября   2013 г.   № 07-03-10/38766, от 20 января 2014 г. № 07-03-10/1456).
              Во исполнение части 9 статьи 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» о результатах проведенных проверок и о принятых решениях Минфин России информировал Совет по аудиторской деятельности, созданный в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Информация о проведенных Минфином России проверках и принятых по результатам их решениях опубликована на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проверенные в 2013 г. саморегулируемые организации аудиторов в установленные в предписаниях и предупреждениях Минфина России сроки представили в Минфин России отчеты о выполнении предписаний и предупреждений, в которых были изложены принятые ими меры по устранению нарушений и недостатков и недопущению их в дальнейшей работе. Указанная информация была рассмотрена Советом по аудиторской деятельности. О результатах устранения выявленных в ходе наблюдения недостатков саморегулируемые организации аудиторов письменно проинформировали Минфин России.
В целях оказания методической помощи саморегулируемым организациям аудиторов, а также предотвращения возможных нарушений и недостатков Минфином России осуществлялась соответствующая методическая работа. Основными способами проведения такой работы в 2013 г. стали:
1) размещение типовых программ проверок на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и поддержание их в актуальном состоянии в течение 2013 г.;
2) информирование всех саморегулируемых организаций аудиторов о результатах каждой проведенной проверки путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (после окончания проверки);
3) обобщение результатов проверок саморегулируемых организаций аудиторов, проведенных в 2013 г., информирование об этом всех саморегулируемых организаций аудиторов путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в январе 2014 г.
В 2013 г. в судах не оспаривались основания и результаты проведения в    2013 г. в отношении саморегулируемых организаций аудиторов мероприятий  по контролю.
 
Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
 
 
п/п
 
Наименование показателя
I полугодие
2013 г.
II полугодие
2013 г.
Всего
за
2013 г.
1
Общее количество проверок, проведенных в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, - всего, ед.
2
2
4
2
Общее количество внеплановых проверок, проведенных в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, ед.,
в том числе по следующим основаниям:
1
1
2
3
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах - всего
 
 
1
 
 
1
 
 
2
4
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
 
 
0
 
 
0
 
 
0
5
Общее количество документарных проверок, ед.
1
1
2
6
Общее количество выездных проверок, ед.
1
1
2
7
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения, ед.
2
1
3
8
Выявлено нарушений – всего (ед.), в том числе:
5
10
15
9
нарушение обязательных требований законодательства
5
10
15
10
невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора)
0
0
0
11
Общее количество предписаний, выданных по результатам проведения проверок, ед.
1
1
2
12
Общее количество предупреждений, выданных по результатам проведения проверок, ед.
1
1
2
13
Общее количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, - всего (ед.), в том числе:
0
0
0
14
по решению суда
0
0
0
15
по предписанию органов прокуратуры
0
0
0
16
по решению руководителя органа государственного контроля (надзора)
0
0
0
17
Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), ед.
5
5
5
18
Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, в отношении которых проводились проверки, ед.
2
2
3
19
Количество проверок, предусмотренных ежегодным планом, ед.
1
1
2
20
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок - всего, при этом
0
0
0
21
отказано органами прокуратуры в согласовании, ед.
0
0
0
22
согласовано с органами прокуратуры, ед.
0
0
0
23
Количество проверок, проводимых с привлечением экспертов, ед.
0
0
0
24
Количество проверок, проводимых с привлечением экспертных организаций, ед.
0
0
0
25
Выполнение плана проведения проверок, %
100
100
100
26
Доля заявлений Минфина России, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, %
0
0
0
27
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, %
0
0
0
28
Доля проверок, проведенных Минфином России с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Минфина России, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, %
0
0
0
29
Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в отношении которых Минфином России были проведены проверки, %
40
40
60
30
Среднее количество проверок, проведенных в отношении одной саморегулируемой организации аудиторов
0,4
0,4
0,8
31
Доля проведенных внеплановых проверок, %
50
50
50
32
Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, %
40
0
13,3
33
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %
0
0
0
34
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений, %
0
0
0
35
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, %
100
50
75
36
Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, %
0
0
0
37
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, %
0
0
0
38
Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, %
0
0
0
39
Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, %
0
0
0
40
Количество случаев причинения саморегулируемыми организациями аудиторов вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба), %
0
0
0
41
Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, %
0
0
0
 
Отклонения значений показателей в 2013 г. от аналогичных показателей в 2012 г. произошли в связи с проведением Минфином России в 2013 г. двух внеплановых проверок вместо шести внеплановых проверок в 2012 г.
Принимаемые Минфином России меры по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов способствуют пресечению нарушений саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, и недопущению их в дальнейшем.
 
Выводы и предложения по результатам
государственного контроля (надзора) за деятельностью
саморегулируемых организаций аудиторов
 
По результатам осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов можно сделать следующие выводы и предложения:
1) проведенные проверки выявили нарушения и недостатки в осуществлении проверенными саморегулируемыми организациями аудиторов ряда возложенных на них законодательством Российской Федерации функций, связанных с реализацией членами этих организаций – физическими и юридическими лицами (аудиторами и аудиторскими организациями) прав на ведение профессиональной и предпринимательской деятельности. Выявленные нарушения и недостатки касались, в частности, организации соответствующей деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и внутреннего контроля за ней;
2) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении требований к этим организациям, установленных законодательством Российской Федерации, и тем самым защиту интересов членов этих организаций;
3) законодательство Российской Федерации, регулирующее аудиторскую деятельность, обеспечивает правовую основу деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и выполнения ими возложенные на них функций, а также осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
4) установление требований в отношении организации «корпоративного управления» в саморегулируемых организациях аудиторов (создание бюджетных комитетов, система внутреннего контроля, обязательная ротация руководящих кадров, включая исполнительные органы, отчетность перед членами, проведение общих собраний, др.) позволит повысить эффективность и открытость саморегулируемых организаций аудиторов, уменьшит количество нарушений и недостатков при осуществлении возложенных на саморегулируемые организации аудиторов законодательством Российской Федерации функций;
5) низкая эффективность контроля саморегулируемых организаций аудиторов в отношении своих членов, который является одной из основных функций саморегулируемых организаций аудиторов, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях». Крайне редко применяются меры ответственности к руководителям аудиторских организаций и аудиторам, допустившим нарушения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов;
6) формальный подход к приему в члены саморегулируемой организации аудиторов, в особенности к оценке деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора.